Рисование масляными красками для начинающих

Живопись маслом — прекрасное искусство, благодаря которому появилось множество шедевров, представленных в галереях. Картины известных художников можно встретить в разных музеях мира. Однако это искусство покоряется далеко не всем. Чтобы написать красивую картину, нужно изучить все особенности и техники рисования маслом.

Что нужно знать о масляной живописи

При написании картин маслом используются разноцветные краски, изготовленные на основе сухих красящих пигментов, специальных наполнителей и растительных масел. Однако, если сравнить краски, используемые старинными и современными художниками, то их состав имеет определенные отличия. Основные компоненты остаются неизменными, разница заключается в пропорциях и видах применяемых дополнительных веществ.

Главным связующим веществом в составе красок является льняное масло, изготовленное по технологии холодной выжимки. Для более быстрого высыхания к нему добавляют маковый, ореховый и другие экстракты. В основе красящих пигментов чаще лежат натуральные минералы, содержащие примеси железа, свинца, цинка и других металлов. Старинные краски состояли только из этих веществ, современные же содержат еще и дополнительные компоненты, которые улучшают основные свойства краски, например, таких, как скорость высыхания.

Раньше картины писали на деревянных панелях, льняные и хлопчатобумажные холсты начали использовать несколькими столетиями позднее. Чтобы избежать впитывания краски в основу, ее покрывали слоем грунта, изготовленного из мела или гипса. Сейчас для покрытия используется акриловый грунт, отличающийся лучшими свойствами.

В качестве основных инструментов для написания картин выступают кисти разных размеров. Чаще они имеют деревянную ручку. Щетина кисти изготавливается из шерсти разных животных. Кроме того, может применяться мастихин — своеобразный мастерок с металлической фигурной лопаткой. Некоторые известные художники (например, Тициан) наносили масляную краску пальцами.

Для защиты картины от воздействия влаги и солнечных лучей полотно покрывают слоем лака, который сохраняет полотно в первозданном виде многие годы.

Плюсы и минусы рисования картин маслом

Среди художников масляная живопись является одной из самых удобных техник. Преимущества:

  • большой выбор оттенков;
  • хорошая смешиваемость;
  • сохранение яркости даже после высыхания;
  • возможность удаления незастывшей краски мастихином;
  • долговечность готовых картин;
  • возможность применения разных приемов при написании.
Среди недостатков масляной живописи можно выделить сложность написания картины, которая может вызвать трудности у начинающих художников. Но этот минус можно нивелировать путем практики.
Пастельные мелки

Инструменты и материалы

Прежде чем приступить непосредственно к обучению живописи маслом, необходимо правильно подготовиться и приобрести все необходимые для этого инструменты.

Краска
Выбор краски считается наиболее ответственным этапом, поскольку от ее качества зависит не только сам процесс написания картины, но и итог проделанной работы.

Базовая палитра для новичков
Начинающим художникам следует подготовить набор красок следующих оттенков:
1. Масляная черная краска и титановые белила. Эти оттенки используются практически во всех картинах и имеют высокий расход.
2. Желтый. Могут понадобиться такие оттенки — сиена натуральная, кадмий лимонный, охра светлая, кадмий желтый средний.
3. Красный. Доступные оттенки — кадмий оранжевый, краплак красный прочный, марс оранжевый прозрачный, кадмий красный светлый, английская красная, кадмий красный темный.
4. Зеленый. Оттенки — араратская зеленая, изумрудная, волконскоит.
5. Синий. Возможные варианты — церулеум, кобальт синий средний, ультрамарин темный.
6. Коричневый. Оттенки — марс коричневый светлый, умбра ленинградская натуральная.

Выбор краски по значкам на тюбике
При выборе краски художник с маленьким количеством опыта может столкнуться с определенными трудностями. Однако с этой проблемой легко справиться, если научиться расшифровывать значки на тюбике с краской. Звездочками обозначается стойкость краски.

Всего доступно три варианта:

1. звезда. Низкая степень светостойкости. Подходит для написания этюдов.
2. звезды. Средняя степень светостойкости. Может использоваться для рисования этюдов и картин.
3. звезды. Высокий уровень светостойкости. Подходит для живописи.
Прозрачность масляных красок можно определить по изображенному на упаковке квадратику:
1. Квадрат белого цвета. Краска считается прозрачной и подходит для лессировки.
2. Квадрат, закрашенный наполовину. Является полупрозрачной краской, которую можно использовать для смешивания.
3. Квадрат черного цвета. Полностью непрозрачная краска, которая плотно ложится на холст.

Кисти
Кисти для рисования изготавливаются из разных материалов:
1. Колонок. Универсальные кисти, которые могут использоваться для любого типа живописи. При изготовлении используется натуральный ворс, который отличается отличной гибкостью. При использовании таких кистей, краска ровно ложится на холст.
2. Щетина. Чаще при изготовлении кистей используется свиная шерсть. При этом выбираются более мягкие и упругие волосы.
3. Синтетика. Идеальный вариант для росписи ткани, дерева либо стекла, но может применяться и в масляной живописи. Из такого материала лучше покупать маленькие кисти. С помощью них проще прорисовывать мелкие детали.

Также кисти делятся на отдельные виды зависимо от размера и формы. Начинающему живописцу необязательно покупать все доступные варианты, достаточно приобрести маленькую, среднюю и большую кисть. Первые необходимы для прорисовки деталей, вторые нужны для нанесения основных мазков, а последние — для нанесения фона.

По форме кисти могут быть плоскими или круглыми. Последними проще прорисовывать контуры и мелкие детали. Плоские же кисти чаще используются для создания основных мазков.

Растворитель
В качестве растворителя для масляной краски чаще используют скипидар или уайт-спирит. Однако эти растворы обладают едким, неприятным запахом. В качестве альтернативы им можно посмотреть в художественном магазине очищенный растворитель. Например, многие художники используют тройник — смесь из льняного масла, скипидара и лака.

Холст
Масляные краски отличаются стойкостью и долговечностью. Чаще их используют для написания картин на холсте, натянутом на деревянный подрамник. В качестве холста может выступать ткань из хлопка или льна, предварительно покрытая несколькими слоями грунта.

Мольберт
Существуют разные виды такие приспособлений, которые отличаются размером, формой, весом и т. д. Для новичка подойдет мольберт в виде треноги.

Палитра
Этот инструмент используется для смешивания красок. Новичкам не обязательно сразу приобретать палитру, на первых этапах можно обойтись обычной дощечкой.

Лак
Он применяется для защиты масляных красок уже после написания картины. Наносят его спустя 2-3 месяца после завершения шедевра, когда краска уже высохнет. Приобретать лак лучше в специализированном художественном магазине.

Техники живописи маслом

Техники в живописи маслом подразумевают умение перенести на холст увиденное или придуманное изображение. Изучив разные методы написания картин, можно создавать прекрасные шедевры, которые возможно когда-нибудь займут значимое место в музее. Что бы обучиться дополнительным полезным навыкам в рисовании, советуем вам пройти курс по Маслу от арт студии "Мансарда"

Лессировка
Прием, при котором краска наносится тонким слоем на загрунтованный холст или просохший слой краски. Он применяется при написании картин прозрачными или полупрозрачными красками. Благодаря этому удается придать изображению уникальный и красивый вид.

Алла-прима
В переводе с итальянского это слово означает «в один присест». Это значит, что при использовании этой техники происходит написание сразу всей картины. Ее не нужно откладывать на длительную просушку, новый слой краски наносится еще не на просохший старый. Эта техника применима как для масляной живописи, так и для акварельной.

Однако эта техника не так проста, перед применением следует изучить ее основы, чтобы не испортить картину. Но при этом, если художнику не понравится, как он нарисовал какую-то деталь, он может легко ее исправить. Кроме того, шедевры, написанные с применением этой техники, имеют более свежий и динамичный вид.

Наложение мазков
Подразумевает написание картин тонкими, легкими мазками. Эта техника позволяет передать красоту красок и палитры художника. Перед созданием шедевра нужно смешать краски, чтобы создать уникальные оттенки, и разделить их на отдельные мазки.

Импасто
В переводе с итальянского «импасто» переводится как пастообразный плотный слой. Этот прием позволяет написать красивую и объемную картину. Он похож на предыдущую технику, но при рисовании на холст накладываются, не тонкие, легкие мазки, а толстые и объемные.

Для этого приема характерно использование более «жестких» инструментов — шпателей, мастихинов, объемных кистей с грубым ворсом. Некоторые художники при рисовании даже используют собственные пальцы. Существует мнение, что пальчиковое нанесение краски практиковал даже сам Винсент Ван Гог.

Чтобы повысить плотность мазков, можно добавить в краску текстурную пасту или другие декоративные вещества. Если планируется работа с «чистыми» красками без смешивания, лучше выдавливать краску прямо из тюбика на холст.

Сухая кисть
Эта техника подразумевает нанесение краски прямо на холст и дальнейшую ее растушевку с помощью сухой кисти. Это позволяет создать своеобразный графический эффект и качественно прорисовать каждую деталь.

Прием контраста света и тени
Эта техника предполагает использование темных и светлых оттенков, чтобы создать эффект попадания света на определенные элементы картины. С помощью нее можно создать иллюзию рельефа и объема.

Сочетание разных техник
Совершенству нет предела, и художники постоянно ищут новые способы создания живописных картин. Очень часто техники комбинируются между собой, чтобы придать шедевру определенную уникальность. Вы тоже можете поэкспериментировать и попробовать нарисовать картину с применением разных техник. Главное выбирать приемы, которые контрастируют между собой.

Как рисовать натюрморт

Мы разберем процесс написания натюрморта маслом на примере рисования композиции из кувшина, ножа и миски. Для написания картины понадобятся:

  • холст размером 30х40 см;
  • краска пяти цветов — жженая сиена, французский ультрамарин, неаполитанская желтая, титановые белила, интенсивный желтый кадмий;
  • растворитель;
  • кисти плоской формы (№4, №6, №12);
  • большой мастихин;
  • ветошь.

Этапы работы:

1. Выполните окрашивание холста, чтобы задать основной фон. Для этого используется краска «жженая сиена», разбавленная растворителем. По консистенции она должна напоминать жидкие сливки. Окрашивание холста выполняется большой кистью. При этом важно избежать потеков. Если они все-таки образовались, из нужно сразу удалить ветошью.
2. Нарисуйте эскиз будущего натюрморта с помощью кисти № 4. Нужно задать основные контуры элементов, которые будут изображены на картине. Если с первого раза сделать все правильно не получилось, можно удалить неудавшиеся линии тряпочкой.
3. Задайте темные и светлые зоны на картине. Для задания темных зон нужно использовать ультрамарин и жженая сиена. Краски смешивают между собой, разбавляя небольшим количеством растворителя. Полученный тон используют для прорисовки тени, падающей от кувшина и миски. Также нужно прорисовать область внутри кувшина.
4. Выполните подмалевку фона. Для этого этапа нужно смешать краску трех цветов — неаполитанскую желтую краску, жженую сиену и титановые белила. Готовый оттенок должен быть ближе к палевому. Кистью №6 выполните прорисовку заднего плана путем создания вертикальных мазков. Будьте осторожны при нанесении тона в области тени от миски. Краску цвета жженая сиена смешайте с растворителем. По консистенции она должна напоминать жидкие сливки. Большой кистью окрасьте весь холст, избегая образования потеков.
5. Добавьте картине темные тона. С помощью кисти №6 напишите темную часть сковороды и ее ручку. Для этого нужно смешать краску ультрамарин и жженая сиена в пропорции 1:1. Нужно аккуратно проработать пространство около ручки и немного затемнить рукоятку ножа.
6. Нарисуйте скатерть. Для этого этапа нужно смешать неаполитанскую желтую краску с жженой сиеной в пропорции 4:1. Чтобы задать фактуры скатерти, писать ее нужно грубыми мазками. Для прорисовки бликов используются белила.
7. Задайте цвет тарелки. На этом этапе смешивают краску трех цветов — ультрамарин, белила и жженная сиена. Получившимся тоном рисуется тарелка, приставленная к кувшину.
8. Задайте объем и фактуру разделочной доски. Для этого этапа понадобится кисть №6. Разделочная доска пишется краской, полученной путем смешивания жженой сиены и неаполитанской желтой. При прорисовке темных мест добавляется оттенок жженная сиена.
9. Проработайте кувшин и миску. Для работы нужно смешать титановые белила с неаполитанской желтой краски. Первоначально прорабатывается кувшин. Ручка должна получится реалистичной.
10.Завершите работу с тенями. Смешайте ультрамарин и жженную сиену в пропорции 2:1. Кистью №6 проработайте тень в кувшине. Этим же оттенком задайте тень внутри миски.
11.Завершите написание тарелки. Для этого этапа нужна кисть №4. Смешайте ультрамарин и белила. Тарелку нужно писать волнистыми мазками, при этом будет хорошо, если местами будет проглядывать нижний слой краски.

Теперь нужно оставить картину для полного высыхания. Через 2-3 месяца можно будет покрыть картину лаком.

Сколько сохнет краска

Основным компонентом краски является масло, которое выступает связующим компонентом и повышает яркость и контрастность готовой картины. При этом именно из-за него увеличивается срок высыхания краски. Однако благодаря этому свойство у художника есть возможность внести коррективы для уже законченного изображения. Стоит учитывать, что у красок разных марок скорость высыхания может отличаться. Этот параметр зависит от следующих факторов:

  1. Толщина нанесенного слоя. Более жирные краски высыхают намного дольше.
  2. Присутствие разбавителя. С помощью этого средства можно контролировать скорость высыхания картины. Если нужно, чтобы краска высохла быстрее, в качестве разбавителя лучше использовать скипидар.
  3. Натуральность масел. Краска, содержащая этот компонент в чистом виде, сохнет дольше.
  4. Температура в помещении. В прохладно месте срок высыхания краски увеличивается.
  5. Освещение. В темном помещении картины сохнут дольше.
  6. Состав краски. Продукты, в составе которых присутствуют полимеризованные масла, сохнут быстрее. Также быстрое высыхание характерно для красок, в составе которых присутствует оксид железа, кобальт или свинец.

Как хранить краски и готовые картины

Для хранения красок лучше использовать деревянный ящик, который нужно держать в сухом месте вдали от отопительных приборов. При использовании красок в тюбиках следует следить за целостностью упаковки. Важно исключить контакта краски с воздухом. В открытой емкости продукт хранится не более трех суток.

Краску, в составе которой содержится масло, можно замораживать. Если после написания картины осталась краска, ее нужно запаковать в герметичный пакет и поместить в морозильную камеру.

Готовые изображения следует хранить в подрамнике, подальше от источников влаги и тепла. Важно исключить нахождение картины вблизи открытого огня, чтобы избежать оседания копоти. Не рекомендуется часто трогать полотно, поскольку это приведет к его потускнению.

Уход за кистями

Чтобы избежать порчи кистей, после рисования их нужно очистить от остатков краски:

  1. Протрите кисти ветошью, чтобы удалить основную краску.
  2. Промойте кисти в банке.
  3. Повторно протрите кисти тряпкой.
  4. Промойте кисти с хозяйственным мылом под проточной водой.
  5. Выложите кисти на ровную поверхность, чтобы они просохли.
  6. Оберните кисти в сухую тряпку.

Рекомендации для начинающих художников

Советы:

1. Краску белого цвета лучше приобретать с запасом, поскольку она расходуется больше всего.
2. Для первого опыта не стоит покупать большое количество кистей, достаточно 2-3 инструментов разной формы.
3. При очистке инструментов можно использовать старые ветоши и банки.
4. При первом рисовании можно обойтись без палитры, достаточно найти дощечку или картонку.
5. Во время написания картин маслом следует придерживаться правила «густое на жидкое». Краску для первого слоя нужно смешивать с растворителем, а густой слой уже наносить поверх.
6. Рисовать нужно в хорошо освещенной комнате, чтобы сразу видеть, какой цвет получится.
7. Масляные краски практически невозможно удалить с одежды, поэтому рисовать нужно в ненужных вещах.
8. Прежде чем начать наносить краску, нужно наметить контуры элементов картины с помощью простого карандаша или угля.
9. После нанесения каждого слоя краски нужно давать ей просохнуть. Это занимает от 3 до 7 дней.
10. При нанесении густого слоя краски лучше использовать мастихин.
11. При создании фон не стоит использовать цвет «черная слоновая кость», поскольку он очень долго сохнет.

Живопись маслом — многогранное искусство, которое требует длительной практики. Не стоит думать, что у вас получится создать шедевр с первого раза. Данная техника имеет множество особенностей и нюансов, которые трудно постичь сразу.
Если вы хотите научиться академической живописи то приходите на курсы от Студии Арт "Мансарда". Уроки рисования и живописи в нашей Студии проводятся в формате занятий по абонементам и мастер-классов, мы обязательно учтем ваши предпочтения и опыт.
Владелец школы рисования
Вера Голубева
Арт-директор студии
© 2018 АртМансарда
Полезное
Made on
Tilda