Рисуем портрет человека

Нарисовать портрет человека — сложнейшая задача в искусстве. Важно чувствовать пропорции, эмоции, строение лица. Каждый из нас необыкновенен, настолько же индивидуален портрет одного человека у творцов. В изучении основ портретного мастерства тратится не один час на практику и познания тонкостей строения человеческого организма.

Перед тем, как приступить… Что нужно для плодотворной работы?

Портрет — изображение головы человека от верха до плеч. Для хорошего написания стоит ознакомиться с основами анатомии и теории, подобрать материал, размер холста или листа, зависимо от типа инструмента используемого для рисования.

В работе используют:
  • простые карандаши с разным уровнем мягкости;
  • акварельные краски или гуашь;
  • фломастеры;
  • тушь.
Определившись со средствами работы, необходимо определиться с тем, кто выступит в роли первого натурщика. Лучше всего подходят реальные люди — при написании портрета задействуется зрение и тактильные ощущения. Во время работы стоит прикасаться к человеку, чтобы лучше понять структуру кожи, прочувствовать маленькие неровности, особенности.

При работе карандашом, чтобы не отвлекаться на обилие цветов, сфотографируйте человека, переводите снимок в черно-белый вариант. Это поможет определиться с дальнейшей техникой.

Иногда при тренировках исключают инструменты для исправлений. Этот строгий и сложный способ эффективен. При частых правках будущий художник перестает замечать классические ошибки, потому что их можно исправить. Для тренировки рисуйте портрет сразу ручкой или пером.

Чтобы научиться рисовать портрет с нуля карандашом, следует обратиться к теории. Человеческое лицо представлено группой органов и маленьких мышц, отвечающих за мимику. Если этого не учесть, в итоге получится не живой портрет, а изображение куклы с наигранными, неправдоподобными эмоциями. 

Основы пропорциональности лица

Череп с челюстью в виде фигуры представлены сплюснутой сферой. Форма головы человека в анфас похожа на перевернутое вниз яйцо.

Намечаем основные точки:
  1. Нарисуем две взаимоперпендикулярные линии посередине. Получается, что горизонтальная линия разделена пополам. В середине этих частей ставим точку. Здесь будут глаза.
  2. Низ вертикальной делим на пять одинаковых частей. Линия смыкания рта располагается на третьей точке сверху. Низ носа на точке выше. 
  3. Верх вертикальной делим на четыре части. Линия роста волос находится на второй либо третей точке.
На заметку! Ширина лица равна сумме пяти глаз, расстояние между глазами равно одному. Промежуток между верхней губой и подбородком также равен одному. Эти пропорции актуальны если человек не смотрит вверх, то есть взгляд обращен прямо либо слегка вниз.

Измерять можно расстоянием между кончиком первого и второго пальца следующие промежутки:
  • линия роста волос — брови;
  • брови — нос;
  • нос — подбородок;
  • между зрачками.

При изображении профиля остается форма яйца, острая часть которого направлена в угол. Линии разбивают голову на черепной и лицевой отделы.

На черепе ухо располагается за вертикальной линией, корень носа на горизонтальной и немного выше. Линия бровей находится на самой выступающей части.
Пастельные мелки

Нарушаем правила или раскрываем индивидуальность

У человека неповторимый внутренний мир и внешность. Найти одинаковых людей по каждому параметру невозможно. Симметрия в человеческом лице отсутствует. Природа приближается к асимметрии, округлым формам. Симметричные вещи появляются благодаря человеку. Это связано с тем, что люди считают упорядоченность идеалом. Поэтому нам больше нравятся люди с пропорциональными чертами лица. Но это редкость.

Люди обладают уникальной внешностью благодаря нарушению пропорций. Замечая такие незначительные детали, у художника рождается портрет, приближенный к истинному облику. Поэтому изначально знакомятся с теорией, учатся находить несоответствие и точнее его передавать.

Изучать теоретическую методику можно на онлайн-уроках рисования с нуля для начинающих и в школах изобразительного искусства. Подбирать преподавателя стоит по внутренним убеждениям и конечным целям. Но без базы нельзя быстро и легко научиться искусству рисования реалистичных портретов.

Изюминки лица. На что обращать внимание

Ошибка – рисовать глаза в виде двух дуг, так как глаз имеет форму шара. Это не плоская, а объёмная форма с названием «глазное яблоко», которую затем как бы «одевают» в веки, образующие знакомые нам контуры глаз. Есть определенные правила:
  1. Наружный угол выше, чем внутренний.
  2. При миндалевидной форме округлая часть ближе к внутреннему уголку
  3. Радужка спрятана частично под веком и касается нижнего при взгляде вниз.
  4. Рост ресниц идет с изнутри. Секрет успеха в детализации.
Правила для прорисовки бровей:
  1. Их кривая совпадает с дугой верхнего века.
  2. Широкий отрезок расположен ближе к внутренней части. Хвостик тоньше.
  3. В профиль бровки напоминают запятую.
Изображение носа:
  1. Нос похож на клин. Для точного изображения стоит выполнить его в объеме.
  2. Спинка и крылья уплощенные. Последние заворачиваются внутрь к носовой перегородке. Она находится ниже, чем крылья. В профиль на 75% дальняя ноздря прикрыта перегородкой.
  3. Дотошная прорисовка не главное. Лучше разобраться в пропорциях.

Изюминки лица: губы и уши

Рот человека выражает эмоции. Поэтому так важно нарисовать его натурально. Правила рисования губ:
  1. Изначально проводят линию смыкания. Это самая темная и длинная часть. Представляет собой группу тонких кривых.
  2. Чтобы смягчить губы, нужно нарисовать их смазанными.
  3. Для правильной формы и симметрии верхние кончики рисуют по очереди. Они либо почти невидны, либо ярко выражены.
  4. Верхняя губа чаще тоньше нижней.
  5. Нижняя — пухлая и рельефная.
  6. По краям они имеют форму наконечника стрелы, который больше выполнен верхней губой.
  7. Центральная линия всегда по краям опускается вниз, даже если люди улыбаются. Она сначала опустится вниз, а потом вновь пойдет вверх.
Анатомия ушей не менее сложная. Всегда можно скрыть их за волосами, но это выглядит ненатурально. Правила изображения ушей:
  1. Основная деталь уха — длинная наружная С-образная линия. Называется противозавиток.
  2. Внутренняя часть похожа на букву U. Называется козелком.
  3. Напротив козелка над мочкой расположена похожая часть уха — противокозелок. Они соединены между собой дугой. Мочка похожа на каплю.
  4. В анфас изображение ушей меняется. U-образный ободок становится отдельной частью. А мочки ушей выделяются и не похожи на капли.  

Эмоциональность — ключ к живому портрету

Неважно рисуете ли вы портрет маслом или тушью, искусство — чувственный процесс. Человек иногда не может понять своих эмоций, а выразить их на бумаге еще сложнее. С опытом художник может стать неплохим психологом и понимать по мимике, что испытывают люди.

Главное правило отражения эмоций — чувствовать их в процессе. Если рисуете счастливого человека улыбайтесь, печального — грустите. В психологии это называют эмпатией.

Изучение мимики лица, как отражение внутренних чувств, называют физиогномикой. Характер человека и жизненный опыт оставляют отпечаток на внешности. На черты лица влияет территория, на которой проживал человек. У смелых людей с крепким внутренним стержнем выражены надбровные дуги и выступы по бокам нижней челюсти. Это связано с гипертрофией мышц.

Порой улыбка кажется неискренней, словно кукольной. Это связано с активацией других мышечных групп, отвечающих за другие функции.

Завершающие штрихи

Когда на холсте появилось лицо, его нужно оживить, добавить яркости и притенить. Чтобы лучше понимать куда падает тень, возьмите фотографию и отметьте для себя как распределяется свет. Добавить объема и сделать лицо живым поможет штриховка.

Художники выбирают технику, исходя из личных предпочтений. Выделяют три классических вида штриховки:
  1. Параллельная. Штрихи расположены параллельными линиями в вертикальном либо горизонтальном порядке. При нанесении отрывают кончик карандаша от бумаги.
  2. Перекрестная. В технике сочетают вертикальные и горизонтальные линии. Штрихи наносятся слоями не под прямым углом.
  3. По контуру. Такая техника придает трехмерность.
Для штриховки лица используют эти три техники, либо добавляют личную изюминку, исходя из навыков и опыта. Пользуясь лишь прямыми линиями, художник рискует сделать человека плоским.

Творческие люди после изучения теории экспериментируют и изобретают что-то свое. Так рождаются новые направления. Конечно, знать базу необходимо, но загнав себя в рамки, есть риск убить всю любовь и желание к творчеству.
Если вы хотите научиться рисовать то приходите на курс академического рисунка от Студии Арт "Мансарда". Уроки рисования и живописи в нашей Студии проводятся в формате занятий по абонементам и мастер-классов, мы обязательно учтем ваши предпочтения и опыт.
Владелец школы рисования
Вера Голубева
Арт-директор студии
© 2018 АртМансарда
Полезное
Made on
Tilda