Учимся рисовать пейзаж маслом - инструкция для начинающих

Пейзаж маслом

Среди неопытных художников бытует мнение, что рисование маслом считается наиболее простой техникой. Однако это не более, чем миф и заблуждение. Чтобы создать красивый пейзаж маслом, понадобится приложить множество усилий. Это не считая самого процесса изучения нюансов подобного рисования, который имеет множество «подводных камней»,

Что нужно для рисования

Прежде чем начать обучение рисованию пейзажа маслом необходимо подготовить все необходимые инструменты и материалы, которые могут понадобиться при создании шедевра.

Материалы

При рисовании могут понадобиться следующие предметы:

  1. Кисти. Эти инструменты классифицируются зависимо от формы, размера, материала и степень набитости. Большие кисти используются при создании фона или абстрактных картин. Маленькие кисти лучше использовать для прорисовки отдельных деталей. На первое время достаточно приобрести три типа кистей: большую плоскую (№12), среднюю плоскую (№6 либо №7) и маленькую круглую (№2 либо №3). При выборе формы кисти учитывайте, что вы будете рисовать. Если планируется создание мазков, то больше подойдет плоская квадратная кисть. А вот для прорисовки отдельных элементов стоит воспользоваться круглыми изделиями. Кисти могут быть изготовлены из натуральной щетины или синтетических материалов. Первые обойдутся дороже, но они считаются более качественными.
  2. Масленка. Необходима для добавления разбавителя.
  3. Палитра. Используется для смешивания красок разных цветов. Для работы можно использовать инструмент из любого материала. Даже, если палитра выполнена из дерева, не стоит думать, что она одноразовая. Для продления срока службы достаточно покрыть ее лаком.
  4. Средство «тройник» для разбавления красок. Любую краску нужно разбавлять, поскольку в однородном состоянии он имеет густую консистенцию и плохо ложится на холст.
  5. Уайт-спирит. Используется для очищения палитры и кистей после окончания рисования.
  6. Холст. При его выборе важно учитывать технику рисования. Если вы будете создавать картины, которые требуют нанесения четких тонких линий, лучше купить среднезернистый холст, изготовленный из льна или хлопка. Начинающим в рисовании пейзажа маслом на холсте можно использовать картон, покрытый грунтовкой. Он имеет низкую цену, и на нем легко набить руку.
  7. Ветоши. Используются при вытирании кистей после окончания рисования.
Пастельные мелки

Краски

Ну и естественно, самым главным «инструментом в живописи маслом являются сами краски. Такие виды краски довольно давно используются художниками, поскольку отличаются долговечностью. Кроме того, они имеют плотную фактуру и яркие оттенки, что позволяет максимально реалистичные и объемные шедевры.

Краски изготавливают из нескольких видов масла: льняного, сафлорового, орехового, подсолнечного и макового. Важно, чтобы масло имело высокую степень обработки. Картины, созданные с помощью таких красок, имеют большую светостойкость и не желтеют даже спустя много лет.

Среди недостатков масляных красок стоит выделить их длительное высыхание. До образования пленки, препятствующей повреждению слоя, проходит около 5-7 суток, а полное высыхание происходит только через год.

При выборе красок не стоит экономить. Лучше потратить больше денег, но приобрести продукцию от известного производителя, чем сэкономить и испортить свой шедевр. При выборе оттенка нужно учитывать, что будет изображено на картине.

Как подготовить и загрунтовать холст для рисования

Если вы считаете, что при использовании масляных красок можно без подготовки сесть и начать творить, то сильно ошибаетесь. Чтобы краски ровно ложились на холст, его нужно правильно подготовить. Весь процесс подготовки занимает до трех дней и состоит из нескольких этапов:

  1. Аккуратно натяните холст на подрамник и зафиксируйте с помощью строительного степлера.
  2. Приготовьте средство для обработки холста. Нужно смешать 20 г желатина с 300 мл воды. Оставьте полученную смесь на 1 час, чтобы желатин набух. Полученный состав поставьте нагреваться на водяной бане, не доводя до кипения. Снимите смесь и дайте остыть при комнатной температуре. Уберите состав в холодильник на 30 минут.
  3. Аккуратными движениями втирайте желатин в холст до тех пор, пока вещество полностью не растворится. Важно, чтобы желатин не проступил с обратной стороны холста. В среднем нужно нанести 5-6 слоев вещества, с перерывом в 12 часов.
  4. После того, как вы нанесете необходимое количество слоев желатина подождите 12 часов и покройте холст акриловым грунтом. Выждете еще 1 час и еще раз обработайте холст грунтом.
Если возиться с грунтовкой не хочется, можете приобрести уже готовый к работе холст в магазине, натянутый на подрамник.

Нюансы масляной живописи

После того, как вы подготовили все необходимые инструменты и материалы можете приступать к рисованию. При рисовании пейзажа маслом на холсте можно просто довериться вдохновению и начать творить, либо же пойти более сложным путем и обучиться правилам создания реалистичных картин:

  1. Правило глубины. Контуры предметов, находящихся в отдалении, должны быть сглажены, чтобы передний план был более четким и контрастным.
  2. Правило света и тени. Не забывайте, что любой предмет находится не в воздухе, и должен отбрасывать тень, которую вы и должны правильно изобразить. Пространство около изображаемого объекта всегда заполнено, и чтобы придать ему большую реалистичность, нужно правильно подать блики от предметов, находящихся вблизи.
  3. Правило лёгкого наброска. Чтобы легче было рисовать, первым делом наметьте контуры предметов с помощью простого карандаша или древесного угля. Главное делать это мягкими, легкими движениями, чтобы не поцарапать холст. Когда закончите, не забудьте подтереть лишние линии. Даже если карандаш или уголь немного размажется, не переживайте, краска все равно скроет эти изъяны.

Основные этапы рисования

Рисование разных видов пейзажа имеет определенные особенности в прорисовке деталей, но сам процесс включает несколько одинаковых этапов:

  1.  Нанесение очертания пейзажа древесным углем. Когда контуры будут созданы, распылите на полотно лак для волос, чтобы исключить размазывание нанесенных линий.
  2. Проведите лессировку изображения. Для этого на полотно наносится слой краски прозрачного цвета. Это позволит сэкономить материал и добавить картине глубину. Для лессировки используются специальные лессировочные масляные краски.
  3. Просушите слой нанесенной краски. Сушка проводится в естественных условиях помещения без использования обогревателей и вентиляторов.
  4. Выполните подмалевку. На этом этапе происходит закладка основных цветовых очертаний и фактур. При подмалевке используют полулессировочные и укрывистые краски. Вы должны отобразить на холсте все нужные блики, тени и т. д. После нанесения нужно дать слою просохнуть. Этот процесс может занять от 3 до 7 дней.
  5. Придайте предметам нужную форму с помощью цвета и полутеней. Чтобы сделать рисунок более фактурным можете использовать мастихин. После этого картину оставляют просохнуть. Процесс высыхания занимает около месяца.
  6. Дополните свое творение выразительными деталями. Для это используется краска средней консистенции. Наиболее значимые элементы размещаются в центре композиции, ближе к переднему плану. Также важно уделить внимание контрасту картины.
  7. Удалите лишние детали и заполните задний план. Чтобы сделать изображение более ярким и выраженным можно провести повторную лессировку.
  8. Оставьте картину высыхать в естественных условиях. Когда краска полностью просохнет, покройте полотно лаком.

Как нарисовать разные виды пейзажа

В целом сам процесс рисования одинаковый, отличия заключаются только в прорисовке отдельных деталей, характерных для изображаемого пейзажа.

Морской

Для рисования морского пейзажа понадобится:

  • холст или картон;
  • масляные краски (цвета — оранжевый, ультрамарин синий, кобальт синий, зеленый, белый, голубой, охра, умбра жженая, красный);
  • кисти (веерная, тонкая, средняя, большая);
  • палитра для смешивания красок;
  • тряпочка или салфетки для удаления лишнего количества краски.

Этапы:
  1. Обозначьте границы неба и моря. Для прорисовки неба следует смешать краску нескольких оттенков: белый, ультрамарин, кобальт синий и голубой. Также необходимо добавить небольшое количество оранжевого, чтобы размыть синеву неба в области границы неба и моря.
  2. Выполните подмалевок моря. Поскольку в области берега вода более прозрачная, для написания этой части картины используют наиболее светлый оттенок голубого. При этом нужно создавать исключительно горизонтальные штрихи. Чтобы придать картине большую естественность, краску следует наносить неравномерно.
  3. Изобразите зону пляжа. Для рисования песка смешивают оранжевый и белый цвет. Растушевку начинают от линии соприкосновения пляжа с водой в сторону моря. Чтобы придать пейзажу большую реалистичность, нарисуйте в области мелководья водоросли, ракушки и другие мелкие детали с помощью тонкой кисти и жженой умбры. Немного «размойте» изображенные элементы толстой кистью.
  4. Добавьте детали. Облака могут иметь разные формы и размеры. Для их прорисовки нужна краска белого цвета. Тени облаков создаются с помощью серого цвета, который получают путем смешивания жженой умбры и краски голубого цвета. После этого необходимо выполнить растушевку этой области широкой кистью. Далее нужно выполнить прорисовку гребешков волн. Сделать это можно с помощью белой краски и тонкой кисти.
  5. Придайте волнам контрастность. Тени волн создаются с помощью смеси ультрамарина, жженой умбры и небольшого количества белого. При этом нужно учитывать высоту волн. У высоких волн тень имеет более темный оттенок в нижней части. Морская пена так же имеет тени. Прорисовать их можно с помощью фиолетового цвета, который получают, смешав голубую краску и капельку красной. Можно нарисовать всю пену фиолетовым, а после высыхания выделить светлую часть с помощью белой краски.
  6. Порисуйте пену у дерева. Пену прибоя выделяют темно-фиолетовым в области песка, и светлым оттенком фиолетового в области самой пены.
  7. Наметьте ствол и крону пальмы. Рисование этого элемента начинается с прорисовки листьев и ствола с учетом тени, бликов. Для светлых частей нужно добавить краску желтого цвета. При прорисовке листьев лучше использовать веерную кисть и жидкую краску. Светлые участки листвы нужно выделить желтым цветом, нанеся его поверх зеленого.
  8. Завершите картину. На финальном этапе нужно прорисовать ствол пальмы. Для этого следует добавить горизонтальные полоски по длине ствола. Также можно добавить небольшие пятна на песке для имитации водорослей и камешков.

Горный

Чтобы нарисовать горный пейзаж, вам понадобится:
  • палитра (при отсутствии ее можно заменить плоской пластиковой тарелочкой);
  • кисти (средняя плоская №16 и №8, плоская синтетическая №14-8, маленькая №1);
  • краска (титановые белила, кадмий желтый, краплак (или кадмий красный), голубая ФЦ (зеленый оттенок), кобальт фиолетовый темный, чёрный);
  • масленка;
  • тряпочка.
Этапы:
  1. Начните рисование с неба. Для этого необходимо смешать белую и желтую краску. Рисование начинают с середины холста, постепенно переходя к верхней части. К полученному колеру добавьте красный цвет и покройте краской левый верхний угол.
  2. Изобразите горы. Чтобы создать горный контур, нужно смешать три цвета краски: желтую, голубую с зеленым оттенком и каплю белого. Внахлест нарисуйте контур двух гор до середины полотна. Проведите растушевку краски с помощью сухой кисти, чтобы стереть границы гор и неба.
  3. Прорисуйте ближние горы. Для прорисовки их нижней части используют темно-зеленую краску. Освещаемые участки склонов изображаются с помощью краски светло-зеленого оттенка. Их контуры создаются с помощью небольших штрихов.
  4. Сделайте скалы более реалистичными. Для этого их нужно прорисовать с помощью краски фиолетовый кобальт. Зоны выступов и скатов выделяются мазками краски светло-желтого и оранжевого цвета.
  5. Нарисуйте растительность. В нижней части полотна изобразите цветы и травы, с помощью небольших мазков. Для этого используются колеры желтого, оранжевого, бледно-зеленого и красного цвета.
  6. Нарисуйте птиц. Их можно изобразить в виде галочек черного цвета.

Деревенский

Не все начинающие художники знают, как нарисовать деревенский пейзаж маслом. Чтобы упростить этот процесс, можно попробовать нарисовать пейзаж, изображенный на фотографии. Чтобы нарисовать красивый сельский пейзаж, понадобится:

  • холст (размер — 35х46 см);
  • кисти (плоская №7 и круглая №4);
  • уайт-спирит или скипидар;
  • краска в тюбиках (цвета: желтый кадмий, ультрамарин, красный кадмий, лазурь, желтая охра, титановые белила, жженая умбра, неаполитанская желтая);
  • тряпочка.

Этапы:
  1. Создайте контуры основных элементов картины. Свободными мазками создайте очертания элементов. Для этого используется кисть №4 и колер, полученный путем смешивания желтого, красного кадмия и ультрамарина в равных частях. Желательно, чтобы краска имела жидкую консистенцию, это позволит задать основной тон.
  2. Распределите светотень. На этом этапе нужно закрасить большую часть холста, задав основные зоны светлых и темных тонов. При рисовании деревьев, травы важно создавать мазки так, чтобы они соответствовали направлению их роста. Темные тени в верхней части дерева прорисовываются тем же цветом, что и основные контуры с добавлением небольшого количества лазури.
  3. Сделайте тени более выраженными. Для этого нужно смешать краску цвета охра и ультрамарин. В первую очередь нужно придать углубленность теням, располагающимся в области дерева. Мазки выполняются свободными, легкими движениями. В краску, которая использовалась при создании контуров, нужно добавить небольшое количество желтой охры и белил. Прорисуйте освещенную часть дороги в области ее ухода к заднему плану. С помощью тряпочки удалите часть густой краски. Этой же ветошью проведите по дороге, чтобы создать реалистичные колеи.
  4. Прорисуйте задний план. Элементы, находящиеся в отдалении, имеют меньшие размеры, размытые грани и холодный оттенок. Для их прорисовки нужно смешать лазурь, белила и небольшого количество колера цвета хаки. Кистью №7 набросайте задний план. При этом движения кистью могут быть свободными и даже небрежными.
  5. Нарисуйте небо. Его пишут краской, полученной путем смешивания жидких белил и лазури. При нанесении нужно создавать короткие, острые мазки, которые должны выделяться на фоне нижнего слоя краски.
  6. Нарисуйте крону деревьев. Смешайте ультрамарин и жидкий кадмий для получения темно-зеленого оттенка. Кистью №4 прорисуйте листву. Для нижней листвы к полученной краске нужно еще добавить небольшое количество жженой умбры. При ее рисовании нужно создавать энергичные, короткие мазки. Смешайте лазурь с белилами и небольшим количеством желтой краски для получения колера голубовато-зеленого оттенка. Нанесите краску на верхнюю часть листвы и траву, находящуюся около дороги.
  7. Добавьте солнечный свет на передний план. Смешайте охру, желтый кадмий и белила в равных долях. Кистью №7 нанесите краску в области поля. Разведите немного колер белилами, и прорисуйте дальнюю часть поля около в области горизонта.
  8. Прорисуйте средний план. Поверхность дороги покройте смесью красок из желтой неаполитанской и белил. Мазки делайте хаотичными движениями, чтобы местами проглядывал нижний слой краски. Тень дерева, отбрасываемую на дорогу, рисуют с помощью смеси из ультрамарина, жженой умбры, белил и красного кадмия.
  9. Добавьте изгородь со столбиками. Изгородь располагается на среднем плане и является довольно значимым элементом. Столбики можно изобразить, обернув кисть в ткань, смоченную скипидаром, и проведя вертикальные линии.
Ваш шедевр практически готов, улучшить его вы можете путем добавления мелких элементов на передний план картины.

Рисование пейзажа маслом — довольно сложный процесс, но, если грамотно подойти к его изучению, можно создавать поистине прекрасные шедевры, которые будут вызывать интерес и восхищение. Обучиться нюансам этого искусства вы можете на наших курсах и матер-классах.
Если вы хотите научиться технике рисования карандашом, приходите на наши курсы Академический рисунок Студии Арт "Мансарда"  Уроки рисования и живописи в нашей Студии проводятся в формате занятий по абонементам и мастер-классов, мы обязательно учтем ваши предпочтения и опыт.
Владелец школы рисования
Вера Голубева
Арт-директор студии
© 2018 АртМансарда
Полезное
Made on
Tilda