Начинающий художник, решая чем рисовать, чаще выбирает масло иди акварель. А ведь есть еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.

Хочу Вас познакомить с этой удивительной техникой. Давайте с вами перенесёмся во времена зарождении пастели. Пастель получила своё название от слова «а пастелло», что значит - приём рисования одновременно чёрным итальянским карандашом и красной сангиной, иногда с подкраской другими цветными карандашами, применявшийся итальянскими художниками 16 века, в том числе и Леонардо да Винчи.

Дальше пастель начала развиваться в графике и живoписи. В 18 веке она становиться самостоятельной техникой, ею писали Франсуа Буше, Жозеф Вивьен, Делакруа и многие другие художники.

Франсуа Буше «Молодая танцующая крестьянская девушка» (1765-1770)

Эжен Делакруа «Участок сада в Агервилле». Ок. 1855

Жозеф Вивьен. Портет Луи Фрнцузского, герцога Бургундского

Масляную пастель делают из красочного пигмента с льняным маслом путем прессовки, а «сухую» - по той же технологии, но без масла. В основе восковой пастели - воск высшего качества и пигменты. Рисуют пастелью на наждачной бумаге для художественных работ, пастельных досках, сделанных из частиц пробки и на бархатной бумаге (в этом случае можно использовать мало фиксажа). Иногда художники используют бумагу для акварели, протонированную чаем или кофе. Сама техника очень интересная, волшебная, легкая, насыщенная, воздушная, неповторимая. Она и графична, и очень живописна!

Пастель имеет более полутора тысяч оттенков, что позволяет художникам передать эмоции, чувства, жизнь и атмосферу своим работам.

В пастели соединяются линия и цвет: ею можно рисовать и писать, работать штриховкой, пятнами, сухой или мокрой кистью. Особенность пастели в том, что связующего материала мало и красящая масса представляет собой отдельные частицы пигмента, которые особым образом отражают свет, красочный слой по-особому лучится, он как бы бархатный, «пастельно» мягкий.
Техника живописи маслом дает возможность неоднократно переписывать, а пастель не прощает ошибок небрежности. В работе с ней художник должен включить интуицию, выбирая цвет, потому что изменить его невозможно – пропадет изюминка пастели, ее знаменитое «мерцание».
Рисуя в технике «сухой» пастели, художник растушевывает пигмента или как бы вбивает его в бумагу, стараясь соединить нанесенные рядом штрихи или пятна. И когда это удается, цветовые пятна начинают играть светом, мягкими переходами и нежностью цветов.
Корректировать неточности можно на первых этапах рисунка. Если нужно удалить большое количество краски, возьмите большую кисть из щетины, а планшет поставьте вертикально, чтобы пастель не оставалась на бумаге, а падала вниз. Для уменьшения цвета можно взять ластик или кусочек белого несдобного хлеба. Но если вы рисуете на наждачной и бархатной бумаге, можно попробовать соскоблить тонкие штрихи лезвием бритвы.
Лучше всего рисовать пастелью днём, за счёт света все цвета и оттенки будут производить новое впечатление. При достаточном освещение пастель оживает

Когда рисуешь пастелью сейчас, то словно возвращаешь время фантазий и воображения.
Пастельный мелок - это продолжение пальцев художника, более тесную связь художника и картины через материал трудно представить.

Шедевры пастели можно увидеть в Третьяковской галерее, в Русском музее как в постоянных экспозициях, так и на отдельных тематических выставках.

Уроки рисования и живописи пастелью в нашей Студии проводятся в формате занятий по абонементам и мастер-классов, мы обязательно учтем ваши предпочтения и опыт.