Можно ли представить себе первого человека, который сделал первый штрих? Может быть отточенным камнем на стене пещеры – случайно? Или нарочно?

Почему-то мне кажется, что первой изобретательницей краски была женщина). Собирая ягоды в лесу и испачкав руки или губы их соком, можно же было придумать использовать это для разрисовывания куска ткани?

Жаль, но вряд ли есть какие-нибудь исторические факты этого события/ Краски были придуманы так давно, что имя этого великого изобретателя или изобретательницы кануло в лету.

Удивительно, но для масляных, гуашевых, акварельных, темперных красок используют одинаковые пигменты, многие из которых придуманы много веков назад. И взяты они у природы.

Древние художники перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и получали краску. Наскальные рисунки с возрастом несколько тысяч лет – вот пример истинного бессмертия живописи. Наскальная живопись была не столько украшением или выражением прекрасного, сколько была призвана передать потомкам свой опыт, добытый огромной ценой, поэтому первая и главная цель древнего художник состояла в том, чтобы его работы сохранялись надолго.

Но человеку не свойственно останавливаться на достигнутом, искать новые решения, хотеть лучшего – и вот в краски начинают добавлять минеральные порошки, глиняную, химические составляющие. Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру (природный пигмент, естественная окись железа с примесью глины)

Охра

и умбру (минеральный коричневый пигмент из глины, окрашенной о́кислами железа и марганца). В качестве связующего звена использовалось яйцо.

До сих пор современные иконописцы и реставраторы используют рецепты древних технологий для воссоздания шедевров старины. Разгадка каждого рецепта состава – это настоящий детектив, головоломка! Краски перетираются вручную, с использованием свинцовой ступки.

Для прозрачного зелёного цвета растираются в пыль малахиты

 Для чёрного цвета перетирают виноградную косточку,

Красная краска добывается из ртутной минеральной киновари, появившейся примерно пять тысяч лет

а из лазурита – голубая.

Природный ультрамарин получают из очень дорогой минеральной ляписной лазури.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной краски. Из особого вида улиток – иглянок - выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении.

Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

В основе всех красок смесь пигментированных частиц и связующих веществ – именно основа решает, что получиться в результате. Коктейль меда, глицерина и сахара подарит вам  акварель (но пробовать на вкус лучше не надо). Водорастворимое составляющее на клеевой основе и натуральные белила лежат в основе гуаши.

Масляная краска

Такая краска замешивается на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле. В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и растворитель (как правило, скипидар), обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание.

Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно. Хотя, как пишет Д. Вазари в своей знаменитой книге, «…изобретение масляных красок было для искусства живописи прекраснейшей выдумкой и большим удобством; изобрел это впервые во Фландрии Иоанн из Брюгге, который послал доску в Неаполь королю Альфонсу, а Федерико II, герцогу Урбинскому, ванну, и написал он также св. Иеронима, принадлежавшего Лоренцо деи Медичи, и много других прославленных произведений».

А есть же информация, что следы рисунков масляной краской на основе макового и ореховго масла обнаружены на стенах обителей первых буддийских монахов, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме.

Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета. Опять цитата из книги того же автора: «Этот способ письма оживляет краски, и ничего большего при нем не требуется, кроме прилежания и любви, ибо масло делает колорит более мягким, нежным и деликатным, дает возможность легче, чем каким-либо другим способом, добиться цельности и манеры, именуемой сфумато. А так как работают сырыми красками, они легче смешиваются и объединяются одна с другой. Одним словом, художники добиваются таким образом в своих фигурах прекраснейшего изящества, живости и смелости настолько, что фигуры эти часто кажутся выпуклыми и как бы выступают из доски, особенно когда хороший рисунок сочетается с изобретательностью и прекрасной манерой».